Пандемия новой коронавирусной инфекции заставила пересмотреть рабочие процессы в медицинских организациях Тюменской области. Поликлиникам в кратчайшие сроки пришлось адаптироваться к новой реальности. Основной задачей стало сдерживание распространение вируса при условии сохранения качества и своевременности медицинской помощи.
Первое, что необходимо было сделать - это разделить потоки пациентов и организовать работу по выдаче лекарственных препаратов. И здесь на помощь пришли бережливые технологии. Медицинские организации Тюменской области с 2019 года успешно участвуют в реализации приоритетного проекта по созданию и тиражированию новой модели медицинской организации. Поэтому имеют большой опыт в оптимизации рабочих процессов.
Навык быстрой переналадки пригодился, когда встал вопрос о том, как организовать прием пациентов. Часто заболевание протекает бессимптомно и человек может не догадываться, что он болен. Но при этом прийти в поликлинику за помощью по другим причинам. Значит, нужно исключить такую возможность распространения вируса. Но как? Было решено перейти на дистанционное консультирование и осмотр на дому (в случае необходимости и для забора биоматериалов), а очное консультирование оставить по неотложным поводам. Для правильной маршрутизации пациентов реорганизовали регистратуры в администратуры, определив основные функции администратора в информировании пациентов об особом режиме работы поликлиник, временно приостановили работу электронной очереди и инфокиосков, чтобы исключить возможность заражения через прикосновение. Изменили время проведения инструментальной диагностики с учетом времени, необходимого для дезинфекции оборудования. Благодаря навыкам, полученным в ходе работы в проектах, медицинские организации смогли успешно реализовать все изменения и наладить эффективное разделение потоков пациентов.
Что же касается лекарственных препаратов, то самое главное, что необходимо учитывать при организации это процесса - это соблюдение принципа «точно вовремя». Здесь на помощь тюменским поликлиникам пришли электронные рецепты и доставка лекарства на дом. Так, благодаря своевременным доработкам электронной медицинской системы, у поликлиник появилась возможность выдавать льготное лекарство без очного обращения в поликлинику за рецептом. Поликлинике достаточно сформировать списки пациентов, у которых заканчиваются лекарственные препараты, позвонить пациентам и сообщить о том, что они могут получить необходимые лекарства сразу в аптеке. А для пациентов пожилого возраста действует еще более удобная схема, которая предполагает выписку рецепта и доставку его на дом.
К новому формату работы присоединился и центр профилактики и борьбы со СПИД. Пациентам центра крайне важно не допускать перерыв в лечении, поэтому сотрудники самостоятельно доставляют лекарства ВИЧ-положительным тюменцам группы риска в возрасте старше 65 лет, инвалидам, пациентам с хроническими заболеваниями, маломобильным гражданам, беременным женщинам и мамам с маленькими детьми. По данным центра, на сегодняшний день уже более 400 пациентов центра получили антиретровирусные препараты, не выходя из дома.
Виктория Шуплецова, руководитель Регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи (РЦ ПМСП) Тюменской области. Больше новостей - в Instagram.
Фото предоставлено сотрудниками городской поликлиники № 17 г. Тюмени.
